Новости24 августа 2012
Дистанционное обучение скорописи "БТ-1" и "БТ-5"В "Сети творческих учителей", в разделе "ИКТ на уроках русского языка" смотри: "Скоропись для учителей. Скор… 31 августа 2012
Сайт открытИмеются некоторые недоработки, но они постепенно будут устранены. 07 сентября 2012
Дистанционное обучение.У Вас есть возможность дистанционно освоить скоропись. 11 сентября 2012
Урок № 1.Что нужно для обучения? 11 сентября 2012
Урок № 2"Правило БТ-5"- основное правило "Стенографии БТ-5" 11 сентября 2012
Урок № 3Написание слов разных фоностенографических типов. 18 сентября 2012
Урок № 4.Гласные-одиночки и их обозначение. 21 сентября 2012
Ключ к упражнениям.В помощь людям, изучающим "БТ-5" 16 октября 2012
Новый ключ к тем же упражнениям.В связи с некоторыми изменениями в системе скорописи "БТ-5" вводится принцип ПОБУКВЕННОЙ записи. Увсех поя… Обратная связь |
Написание слов первого фоностенографического типа по БТ-5.
Рис. 19 на стр. 27.
1) та, да, те, де, ты, мы, вы, до, за, ба!, чу!; 2) я, а, и; Я и ты. Вы и я. То ты, а то мы; 3) на то, не то, не вы и не я; 4) коммунизм, социализм, общество, коммунистическое общество, мы за коммунизм!, к коммунизму. Примечание: Обратите внимание, что в "Фоностенографии" О.С.Александровой используется НАЖИМ, что не очень удобно при скоростном письме и не возможно при написании шариковой или гелевой ручками. "Пятирядка" даёт возможность записывать слова однозначно, не прибегая к использованию НАЖИМА. Для однозначности прочтения и разграничения между гласными (А-Я, Э-Е, Ы-И, О-Ё, У-Ю) используется "верхняя" точка. Для однозначности прочтения созвучных согласных (П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, В-Ф, Ч-Ц, Р-Л, Ш-Ж), при написании их ЧЕРЕЗ строчку полумерным знаком используется "нижняя" точка (примеры смотри далее). Написание слов второго фоностенографического типа по БТ-5.
Рис. .№ 21 на стр. 29.
1) всё, все, жгу, жги, швы, мхи, псы, в то; 2) часы, возы, беда, живу, пишу, пиши, во всё, лицо; 3) насажу, нога, несу, на цепи, не на воде; 4) проси, прошу, плечо, борьба, права, про него, при луне.
Рис. № 23 на стр. 29.
Рис. № 24 на стр. 30. Примечание: Верхняя сигнальная точки показывает, что огласовка производится из гласных ВТОРОЙ группы (Ы, Э, Я, Ё, Ю). Нижняя сигнальная точка показывает, что полумерный знак следует читать, как ДВУМЕРНУЮ букву ( Б, Г, Д, Ж, З, Ф, Ц, а для полумерного овала, как букву "Л"). Следует сказать, что точки ставить можно не всегда. Это делается, как правило, только в начале обучения. При некотором освоении скорописи всегда удаётся понять, что в данном слове написано. Если и приходится делать ВЫБОР, то этот ВЫБОР делается из ДВУХ возможных вариантов: между одномерной или двумерной буквой ( между П-Б, Т-Д, С-З, К-Г, Ш-Ж, Ч-Ц) или между условно, можно сказать, ПАРНЫМИ гласными ( между А-Я, Е-Э, И-Ы, О-Ё, У-Ю). В сложных и незнакомых словах, конечно, следует пользоваться сигнальными точками.
Рис. № 25 на стр. 30.
Кому я пишу? Я пишу тебе. Я пишу про тебя и про него. Я несу часы, а ты вези весы. Я бегу по шоссе. Я приду в пальто, а ты приди в плаще. Я ничего тебе не принесу, Я сижу при луне и пишу про луну. Я плыла по реке. Написание слов третьего фоностенографического типа по БТ-5.
Рис. № 27 на стр. 32.
Рис. № 29 на стр. 33.
Рис. № 30 на стр. 34.
Рис. № 31 на стр. 35.
Рис. № 32 на стр. 36.
Рис. № 33 на стр. 36. Я буду жить в маленьком финском домике. Я буду тут дольше, чем вы. Я делал больше, чем надо. Ваше дело тянется так долго! Я был там только раз. Были ли вы в кино? Там новый фильм. Над домом вился голубь. У девушки вились волосы. Я вижу, ты девочка, ленишься. Не надо баловаться. Я приведу вашего сына в детский сад. Ваш довод был, кажется, не верным. Мальчик гонется за мячиком. Ты делал всё не так, как нам хочется.
Написание слов четвёртого фоностенографического типа по БТ-5.К этому фоностенографическому типу слов относятся слова, которые имеют и предударную и послеударную части. Внимательно присмотритесь к написанию этого типа слов.
Рис. № 35 на стр. 38.
Написание слов пятого фоностенографического типа по БТ-5.Рис. № 36 на стр. 40.
Рис. № 37 на стр. 41.
Урок № 4Гласные-одиночки и их обозначение.
Рис. № 39 на стр. 43.
Рис. № 40 на стр. 41.
Рис. № 41 на стр. 45.
Обратные и прерывистые слоги и их обозначение.В "Стенографии БТ-5" имеется, как бы противоречие. Полумерными знаками обозначаются и согласные и гласные буквы. Это - так. Но, чтобы не путать, где гласная, а где согласная, надо запомнить всего несколько правил:. 1) Гласные (они всегда полумерного размера) могут располагаться НА строке, а иногда у НИЖНЕГО края предшествующей согласной. 2) Гласные НИКОГДА не записываются ЧЕРЕЗ строчку. 3) Согласные, если они обозначают согласную-одиночку и находятся в предударном положении, ВСЕГДА записываются ЧЕРЕЗ строчку знаком полумерного размера (для одномерных и двумерных букв - одинакого)
Раз этот урок посвящен обозначению гласных я ещё раз представлю алфавит "значковых" гласных, применяемых в "Стенографии БТ-5". Написание обратных слогов.В "Стенографии БТ-5" написание обратных слогов в принципе отличается от написания обратных звуковы ядер в "Фоностенографии". При написании обратных слогов учтено то обстоятельство, что гласная обратного слога, стоящая перед согласной, всегда ударная, поэтому она записывается НА строке, а согласная обратного слога является послеударной, поэтому она опускается ПОД строчку.
2-й тип: приём, приют, уют, окно, узка, углы, игра, паук, приеду, уеду, июнь, июль, поёт, поем, поём, имена, умна; 3-й тип: акт, иск, есть, узко, умно, окна, осень, именно, улей, иглы, игры, ищем, учится, Азия, едет, около, если, ахнуть, охнул; 4-й тип: обход, отряд, приедет, уедет, уедем, приезд, отъезд, уехать, приёмник,, яичница, оазис; 5-тип: переезд, отмечать, переехал, разъехались, отвыкать, отнимать. Рис. № 47 на стр. 48.
Написание прерывистого слога.В прерывистом слоге гласная находится ПОСЛЕ согласной, не образует с согласной монолитного звучания, хотя и остаётся ударной, Согласная звучит, как бы отдельно, поэтому мы согласную записываем, как согласную-одиночку ЧЕРЕЗ строку, знаком уменьшенным до полумерного размера, а ударную гласную записываем НА строке.
2-й тип: ничья, вничью, ничьи, пришью, дошью, литьё, бытьё, побью, налью, чешуя, бадья, питьё, чутьё; 3-й тип: съел, съем, съешь, чьим, моим, съём, заём, заявка, доярка, дающий, рояль, район, реальный; 4-й тип: объём, прибъём, примьера, авиация, премиальные, плагиат, феодальный; 5-й тип: чемпион, батальон, хамелеон, пансион.
Рис. № 53 на стр. 52.
Рис. № 54 на стр. 53. Комиссия, овация, акция, авиация, думает, думаем, лисья нора,, волчья шкура, заячьи уши, козьи рога, конные и пешие, ломать копья. Урок № 5.Понятие о сочетаниях согласных и слитных буквах.Этот раздел очень хорошо описан у О.С.Александровой в "Фоностенографии". Я не собираюсь здесь всё повторять. Однако, я должен подчеркнуть, что мною произведены некоторые изменения в написании некоторых слов, в связи с переходом на "пятирядку". Поэтому, при освоении "Стенографии БТ-5", не забывайте просматривать "Фоностенографию" О.С. Александровой и сравнивать написание слов и предложений с написанием их на "пятирядке". Все тексты из "Фоностенографии" Александровой О.С. на этом сайте будут адаптированы к "пятирядке", чтобы люди могли сами увидеть РАЗНИЦУ в написании и чтении.
Рис. № 59 на стр. 62.
Рис. № 62 на стр. 56.
Рис. № 70 на стр. 60.
Рис. № 71 на стр. 61.
Рис. № 72 на стр. 62.
Рис. № 73 на стр. 63.
Рис. № 78 на стр. 67.
Рис. № 101 на стр. 84. Рис. № 104 на стр. 86. Рис. № 106 на стр. 87. Рис. № 107 на стр. 89. Рис. № 109 на стр. 90. Рис. № 111 на стр. 91.
Рис. № 113 на стр. 91.
Рис. № 115 на стр. 92. Рис. № 116 на стр. 93. ХРЕСТОМАТИЯ.
|
|
|
|