Новости

24 августа 2012

Дистанционное обучение скорописи "БТ-1" и "БТ-5"

В "Сети творческих учителей",  в разделе "ИКТ на уроках русского языка" смотри: "Скоропись для учителей. Скор…

31 августа 2012

Сайт открыт

Имеются некоторые недоработки, но они постепенно будут устранены.

07 сентября 2012

Дистанционное обучение.

У Вас есть возможность дистанционно освоить скоропись.

11 сентября 2012

Урок № 1.

Что нужно для обучения?

11 сентября 2012

Урок № 2

"Правило БТ-5"- основное правило "Стенографии БТ-5"

11 сентября 2012

Урок № 3

Написание слов разных фоностенографических типов.

18 сентября 2012

Урок № 4.

Гласные-одиночки и их обозначение.

21 сентября 2012

Ключ к упражнениям.

В помощь людям, изучающим "БТ-5"

16 октября 2012

Новый ключ к тем же упражнениям.

В связи с некоторыми изменениями в системе скорописи "БТ-5" вводится принцип  ПОБУКВЕННОЙ записи. Увсех поя…

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

 

Написание слов первого фоностенографического типа по БТ-5.

 

 Рис. 19 на стр. 27.

  

   1) та,  да,  те,  де,  ты,  мы,  вы,  до,  за,  ба!,  чу!;  2)  я,  а,  и;  Я и ты.  Вы и я. То ты, а то мы; 3) на то,  не то,  не вы и не я;  4) коммунизм,  социализм, общество, коммунистическое общество, мы за коммунизм!, к коммунизму.

Примечание:

     Обратите внимание, что в "Фоностенографии"  О.С.Александровой используется НАЖИМ, что не очень удобно при скоростном письме и не возможно при написании шариковой или гелевой ручками.

     "Пятирядка" даёт возможность записывать слова однозначно, не прибегая к использованию НАЖИМА.

     Для однозначности прочтения и разграничения между гласными (А-Я, Э-Е, Ы-И, О-Ё, У-Ю) используется "верхняя" точка.

     Для однозначности прочтения созвучных согласных (П-Б, Т-Д, К-Г, С-З, В-Ф, Ч-Ц, Р-Л, Ш-Ж), при написании их ЧЕРЕЗ строчку   полумерным знаком используется "нижняя" точка (примеры смотри далее).

Написание слов второго  фоностенографического типа по БТ-5.

 

Рис. .№ 21 на стр. 29.

  

1) всё,  все,  жгу,  жги,  швы,  мхи,  псы,  в то; 2) часы,  возы, беда,  живу,  пишу,  пиши,  во всё,  лицо; 3) насажу,  нога,  несу, на цепи,  не на воде; 4) проси,  прошу,  плечо,  борьба,  права,  про него,  при луне.

 

Рис. № 23 на стр. 29. 

   О тебе,  У тебя,  На  шоссе,  У шоссе,  У  борца,  О  борьбе,  На  борьбу,  О  луне,  У  луны,  На  луну.

 

 Рис. № 24 на стр. 30.1. Перо, пера. 2. Село, в селе, села. 3. Пмла, пилю. 4. Коли, колю.5. Соли, насодю, посолю. 6. Бери, беру, приберу. 7. При луне, про луну. 8. Прилечу к тебе. 8. Плыла, приплыла. 10. Брала, прибрала, приплыла к тебе. Жила-была, была мила. 

Примечание:

     Верхняя сигнальная точки показывает, что огласовка производится из гласных ВТОРОЙ группы (Ы, Э, Я, Ё, Ю).

     Нижняя сигнальная точка показывает, что полумерный знак следует читать, как ДВУМЕРНУЮ букву ( Б, Г, Д, Ж, З, Ф, Ц, а для полумерного овала, как букву "Л").

     Следует сказать, что точки ставить можно не всегда. Это делается, как правило, только в начале обучения. При некотором освоении скорописи всегда удаётся понять, что в данном слове написано.      Если и приходится делать ВЫБОР, то этот ВЫБОР делается из ДВУХ возможных вариантов: между одномерной или двумерной буквой         ( между П-Б, Т-Д, С-З, К-Г, Ш-Ж, Ч-Ц) или между условно, можно сказать, ПАРНЫМИ  гласными ( между А-Я, Е-Э, И-Ы, О-Ё, У-Ю).

     В сложных и незнакомых словах, конечно, следует пользоваться сигнальными точками.

 

Рис. №  25 на стр. 30. 

  

     Кому я пишу? Я пишу тебе. Я пишу про тебя и про него. Я  несу часы, а ты вези весы. Я бегу по шоссе. Я приду в пальто, а ты приди в плаще.  Я ничего тебе не принесу,  Я сижу при луне и пишу про луну. Я плыла по реке.

Написание слов третьего  фоностенографического типа по БТ-5.

 

 Рис. №  27 на стр. 32.

  1) Дуб, тиф, печь, рис,  вещь, шить, жив; 2) Мил, дар, шёл, шил, был, рыл, зол; 3) День, Дон, сын, дынь, линь, лень.


Рис. № 29  на  стр. 33.

              Я буду жить в том доме, и ты тоже там живи. Мы жили в том доме целый год. Наш дом вблизи моря. Небо синее и море тоже синее. Наш папа сейчас дома, а мамы дома нет. Нет, мама тоже дома. Я хочу пить. Я дам вам волы. Нет, нам воды не надо, нам надо кофе и сок. Я буду мыть руки. Вот вода и мыло. Зина и Соня были в бане. Я приду к вам рано. Я буду там целый день. Наше дело - дело мира. 

 

Рис. №  30 на стр. 34. 

  1) Матч, шубка, пишешь, вышка, музыка, весим, хочешь, ручка,  лампа; 2) Фонд, банка, винт, меньше; 3) Жанр, гонор, вынул, понял; 4) Горн, мирно, полно, жареный, сильно; 5) Мыльница, жёрнов, дёрнешь;       6) Раненый, синенький, жирненький; 7) Перл, парил, верил, марля, мерил, горло. 

 

Рис. № 31 на стр. 35. 

  1) Мы будем жить при коммунизме. 2) Коммунизм - наше будущее. 3) Ваш сын был сильно болен. 4) На мельнице мельник. 5) Я был на матче. 6) У раненого в горле сильная боль. 7) Я дам вам бинт и вату. 8) Мы вам пишем письма. 9) Наши деньги в банке.               10) Жаренный гусь был жирным. 11) Наш дом меньше, чем ваш. 12) Мы жили у самого синего моря. 13) Море было бурным. 

 

Рис. № 32 на стр. 36. 

   1) Волк, фильм, жёлт, залп, полчище, вешалка, полз, польза, мылся, мылись, толк, только; 2)  Был ли, доллар; 3) Мыться, мин, виться, вин, тянется, ленится, женится, литься, кажется, хочется, валится,  мылится; 4) Женский, детский, русский, царский, сельский.

 

Рис. № 33 на стр. 36. 

  

 Я буду жить в маленьком финском домике. Я буду тут дольше, чем вы. Я делал больше, чем надо. Ваше дело тянется так долго! Я был там только раз. Были ли вы в кино? Там новый фильм. Над домом вился голубь. У девушки вились волосы. Я вижу, ты девочка, ленишься. Не надо баловаться. Я приведу вашего сына в детский сад. Ваш довод был, кажется, не верным. Мальчик гонется за мячиком. Ты делал всё не так, как нам хочется. 

 

Написание слов четвёртого фоностенографического типа по БТ-5.

     К этому фоностенографическому типу слов относятся слова, которые имеют и предударную и послеударную части.

     Внимательно присмотритесь к написанию этого типа слов.

 

Рис. № 35 на стр. 38. 

Я хочу писать. Напишите нам о том, как вы живёте. Мы живём вблизи нашей школы. Я пошёл в школу, а ты куда? Мальчик бежит за мячиком. В доме нашего соседа был пожар. Мы получили в банке деньги. Принесите нам букет роз. У нашей Лидочки венок. Приведите нашего сыночка в детский садик. Милочка печёт пирог. Ваша маленькая дочурка так мила! Наше село на горке, а за селом, в низине, лесок. Не ходите туда, там болото. Я жил в Берлине. Пишите без нажима, не нажимайте пером сильно.

 

Написание слов пятого  фоностенографического типа по БТ-5.

Рис. № 36 на стр. 40. 

  1) верна, сильна, давно; 2) духота, долото, верти, винты, манто; 3) холода, молода, города, не серди; 4) колесо, железа, ползу; 5) чулки, рыбаки, далеко, широка, у ларька; 6) верха, петухи, чепуха; 7) голодна, колбаса; 8) разлив, развилка,поджечь, переделка, перелом; 9) ремешок, щелчок, молоток; 10) виноват, миндаль; 11) водонапорный.

 

Рис. № 37 на стр. 41.

   Я был в санатории на Кавказе. Наш санаторий находился высоко в горах. Шофер санатория Ваня возил нас на прогулки в горы и к морю.Я записал рассказ Вани о том, как Ваня был солдатом и был ранен. Пошёл раз Ваня в разведку. Фашистский пулемётчик ранил его в ногу. К Ване подполз санитар.У Вани в кармане был бинт. Санитар взял бинт и перевязал Ване рану. Потом санитар потащил Ваню в наш тыл, в медсанбат. Но вот на дороге появился немецкий танк. Ваня понял: надо превозмочь боль. У него в кармане была бутылка, в бутылке - бензин. Ваня швырнул бутылку в танк и поджог его. Вот почему у Вани медаль.

 

Урок  №  4

Гласные-одиночки и их обозначение.

 

Рис. № 39 на стр. 43.

   1. Один, Олег, овёс, ошибка, оценю, орёл. 2. Какао, Токио, чадо. 3. Увы, учусь,Урал, уметь, ударный, унижал, урок. 4. Деду, в пищу, ванну, улитку. 5. Юла, юлить, юннат, юродивый, ютиться. 6. Сею, лаю, рою, прощаю, весеннюю. 7. Аванс, агент, агентура, алло, анализ. 8. Миша, Даша, база, Мила. 9. Японец, явиться. 10. Тая, Дания, шея, Зоя, новая, аллея, плохая, большая. 11. Иду, иметь, иголка, идите, идея. 12. Вещи, дети, в Дании, мины, на учении. 13. Ему, его, эпоха, ей, её, ею. 14. Тае, Рае, Зое, плохие, данные, учение, пение. 15. Май, мой, чайка, прямой, сонный, заяц, нечаянно.

 

Рис. № 40 на стр. 41.

  1. Тая и Мая жили у Зои. Мы были у Раи в мае. Сын Зои Олег больной. У него ожог. Мы будем учить уроки. Не мешай, а то я наделаю ошибок. 2.Японское мореомывает наши берега и Японии. Наш дед удил рыбу и поймал налима. У него большой улов. Куда вы идёте? Туда ведёт прямая дорога. Дорога дальняя, как ты меня манишь! 3. Ваша идея весьма неплохая. Я  вас ни в чём не упрекаю. Новый год принесёт нам новые хорошие дела.

 

Рис. № 41 на стр. 45. 

 1. Слова 1-го типа (однозначковые): я, а, и, о, у. 2. Слова 2-го типа ( с начальной частью): уха, уже, яры, юла, ежи, ему, его, увы! 3. Слова 3-го типа (без начальной части): Зоя, ей, вещи, ею, мания. 4. Слова 4-го типа (объединённого): улов, идея, умывается, иголка, явиться, аллея, плохая. 5. Слова 5-го типа ( осложнённого): война, айда! уйдите, поймал, помогает.

Обратные и прерывистые слоги и их обозначение.

     В "Стенографии БТ-5" имеется, как бы противоречие. Полумерными знаками обозначаются и согласные и гласные буквы.

     Это - так.

    Но, чтобы не путать, где гласная, а где согласная, надо запомнить всего несколько правил:.

     1) Гласные (они всегда полумерного размера) могут располагаться   НА строке, а иногда у НИЖНЕГО края предшествующей согласной.

    2) Гласные НИКОГДА не записываются ЧЕРЕЗ строчку.

    3) Согласные, если они обозначают согласную-одиночку и находятся в предударном положении, ВСЕГДА записываются ЧЕРЕЗ строчку знаком полумерного размера (для одномерных и двумерных букв - одинакого)

 

     Раз этот урок посвящен обозначению гласных я ещё раз представлю алфавит "значковых" гласных, применяемых в "Стенографии БТ-5".

 

Написание обратных слогов.

     В "Стенографии БТ-5" написание обратных слогов в принципе отличается от написания обратных звуковы ядер в "Фоностенографии".

     При написании обратных слогов учтено то обстоятельство, что гласная обратного слога, стоящая перед согласной, всегда ударная, поэтому она записывается НА строке, а согласная обратного слога  является послеударной, поэтому она опускается ПОД строчку. Рис. № 46 на стр. 47.

1-й тип: от, ем, из, уж, их, об, ел, юг, это, еду;  

2-й тип: приём, приют,  уют, окно, узка, углы, игра, паук, приеду, уеду, июнь, июль,  поёт, поем, поём, имена, умна;  

3-й тип: акт, иск, есть, узко, умно, окна, осень, именно, улей, иглы, игры, ищем, учится, Азия, едет, около, если, ахнуть, охнул;  

4-й тип: обход, отряд, приедет, уедет, уедем, приезд, отъезд, уехать, приёмник,, яичница, оазис;  

5-тип: переезд, отмечать, переехал, разъехались, отвыкать, отнимать.  

 Рис. № 47 на стр. 48.  

Это наш дом. Этот дом наш, а тот ваш. Я живу в этом доме. Около этого дома есть сад. Этот сад общий. Нам надо ехать. Ах, как это жаль. Мы уедем на юг. Я этому очень рад. Им надо ехать в Индию. Я еду из Ялты, а мой приятель приедет из Одессы. Нам это очень приятно. У вас тут очень уютно. Ида едет от Ады. Она уедет от них. Они приедут, а мы уедем. Если вы уедете, то и мы уедем от них. Эта вещь. Эти вещи. Это оса. Эти осы. Им. Ими. Ивы. 

Написание прерывистого слога.

В прерывистом слоге гласная находится ПОСЛЕ согласной, не образует с согласной монолитного звучания, хотя и остаётся ударной, Согласная звучит, как бы отдельно, поэтому мы согласную записываем, как согласную-одиночку ЧЕРЕЗ строку, знаком уменьшенным до полумерного размера, а ударную гласную записываем НА строке.

 Примечание: Прерывистый слог может быть записан и по правилу БТ-5. Для обозначения прерывистости звучания соответствующая согласная перечёркивается "петлёй", как в Фоностенографии" О.С.Александровой.

  Рис. № 52 на стр. 51.

 1-й тип: чья, чьи, шью, бью, пью, моя, мои, моё, мою, жую, даю;

2-й тип: ничья, вничью, ничьи, пришью, дошью, литьё, бытьё, побью, налью, чешуя, бадья, питьё, чутьё;  

3-й тип: съел, съем, съешь, чьим, моим, съём, заём, заявка, доярка, дающий, рояль, район, реальный;

4-й тип: объём, прибъём, примьера, авиация, премиальные, плагиат, феодальный;

5-й тип: чемпион, батальон, хамелеон, пансион. 

 

Рис. № 53 на стр. 52. 

Это моя мама. Это мои мама и папа. Моя мама дома, а твоуй дома нет. Чья это вещь? Чьи это вещи? Эта вещь моя, а та твоя. Как тебя зовут? Моё имя Раиса, а твоё Фаинна. Мой отец военный. Он был в начале войны солдатом, а сейчас уже майор. Мы поедем в рай он. Ты учился в военном училище? Да, я кончал военное училище в конце войны. Отец получает премиальные. Мы купили рояль. ВВ саду около нашего дома есть пионы. На балконе у нас вьюн. В поле бурьян. У нас есть пианино, а у вас баян. 

 

 

Рис. № 54 на стр. 53. 

Комиссия, овация, акция, авиация, думает, думаем, лисья нора,, волчья шкура, заячьи уши, козьи рога, конные и пешие, ломать копья. 

Урок  №  5.

Понятие о сочетаниях согласных и слитных буквах.

      Этот раздел очень хорошо описан у О.С.Александровой в "Фоностенографии".

     Я не собираюсь здесь всё повторять.

     Однако, я должен подчеркнуть, что мною произведены некоторые изменения в написании некоторых слов, в связи с переходом на "пятирядку".

     Поэтому, при освоении "Стенографии БТ-5", не забывайте просматривать "Фоностенографию" О.С. Александровой и сравнивать написание слов и предложений с написанием их  на "пятирядке".

     Все тексты из "Фоностенографии" Александровой О.С. на этом сайте будут адаптированы к  "пятирядке", чтобы люди могли сами увидеть РАЗНИЦУ в написании и чтении.

 

 Рис. № 59 на стр. 62.

  

 

Рис. № 62 на стр. 56.

  Рис. № 67 ра стр. 58.

 Рис. № 68 на стр. 59.

  

 

Рис. № 70 на стр. 60.

  

 

Рис. № 71 на стр. 61.

 

 

Рис. № 72 на стр. 62.

 

 

Рис. № 73 на стр. 63.

 

 Рис. № 78 на стр. 67.

  Рис. № 79 на стр. 68.

Рис. № 81 на стр. 69.

Рис. № 82 на стр. 70.

Рис. № 84 на стр. 71.

 Рис. № 85 на стр. 72.

Рис. № 86 на стр. 72.

Рис. № 87 на стр. 73.

 Рис. № 88 на стр. 74.

 Рис. № 90 на стр. 76.

  Рис. № 91 на стр. 76.

Рис. № 92 на стр. 77.

Рис. № 93 на стр. 77.

 Рис. № 94 на стр. 78.

 Рис. № 96 на стр. 80.

 Рис. № 97 на стр. 82.

Рис. № 99 на стр. 83.

  

  Рис. № 101 на стр. 84. 

  

    Рис. № 104 на стр. 86.  

 

  Рис. № 106 на стр. 87.   

 

    Рис. № 107 на стр. 89.    

      Рис. № 109 на стр. 90.     

    Рис. № 111 на стр. 91.     

 

    Рис. № 113 на стр. 91.     

 

   Рис. № 115 на стр. 92.    

 

     Рис. № 116 на стр. 93.      

 

 ХРЕСТОМАТИЯ.

 

Бесплатный конструктор сайтовuCoz